«Глобальные компетенции»
Глобальные компетенции - это способность ребёнка работать в одиночку или в группе для решения глобальной проблемы. Для этого важно уметь управлять своим поведением, эмоционально воспринимать новую информацию и быть открытым к ней.
Глобальные компетенции подразумевают развитие аналитического и критического мышления, эмпатии и способности сотрудничать. Осознание глобальных проблем и межкультурных различий – ключ к построению уважительных отношений с представителями любой культуры и принятию человеческого достоинства как отдельного явления. Дети учатся осознавать, каким образом культурные, религиозные, расовые и другие различия влияют на взгляды окружающих. Способность понимать и принимать убеждения других людей – один из самых важных мягких навыков в современном мире.
Структура глобальной компетенции:
Знание, понимание
- Осознание и понимание глобальных проблем
- Осознание и понимание культурного разнообразия, межкультурных различий
Умения
- Аналитическое и критическое мышление
- Способность уважительно и эффективно взаимодействовать
- Гибкость
Отношение
- Уважение к другим культурам
- Открытость к взаимодействию с другими культурами
- Широта взглядов, кругозор
- Ответственность
Особенности:
- меж- и метапредметное содержание (география, обществознание, история, биология, иностранный язык и т.д.)
- интегративность не только через содержание ряда школьных предметов, но и через ценности, присвоенные личностью
- непосредственная ориентация на «soft skills»
Ресурсы для формирования глобальных компетенций
1.ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
- открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/
- демонстрационные материалы - http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/globalnye-kompetentsii.php
2.ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» (ФИОКО)
Открытые задания PISA
Онлайн-задания по глобальной компетентности:
- https://pisa2018-questions.oecd.org/platform/index.html?user=&domain=GLC&unit=G122-RisingSeaLevels&lang=rus-RUS
- https://pisa2018-questions.oecd.org/platform/index.html?user=&domain=GLC&unit=G123-ASingleStory&lang=rus-RUS
- https://pisa2018-questions.oecd.org/platform/index.html?user=&domain=GLC&unit=G128-EthicalClothing&lang=rus-RUS
- https://pisa2018-questions.oecd.org/platform/index.html?user=&domain=GLC&unit=G134-RefugeeOlympians&lang=rus-RUS