Страница обновлена 11.12.2020

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 40" город Ярославль

Страница обновлена 11.12.2020
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 40" город Ярославль

Зачем нужна медиация школе?


Обучающиеся школы часто вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами. Школьная медиация исходит из того, что конфликт содержит в себе надежду на улучшение и изменение ситуации, на правильное понимание проблемы, принятие спорящими сторонами друг друга. Медиатор создает условия для восстановления способности понимать друг друга, и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости – о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных ситуаций. В ходе восстановительной медиации стороны, как правило, имеют возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная медиация – это процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт.
Главная цель медиации – превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогического коллектива, родителей (законных представителей).

Happy boys standing and shaking hands making peace. happy multiracial kids best friends. happy boys catching each other's hand. school friendship. Premium Vector


Служба медиации (примирения) опирается на принципы восстановительной медиации:

  • Принцип добровольности, предполагающий добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.

  • Принцип согласия сторон, вовлеченных в примирительную программу. Основанием для начала работы может быть письменное заявление учителя, родителей или учащихся школы.

  • Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программы сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.

  • Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.


Зачем медиация нужна родителям (законным представителям)?

Метод «Школьная медиация» – это инновационный метод, который применяется для выявления причины (конфликта), разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.

Зачем медиация нужна обучающимся школы?

В процессе медиации каждый участник, может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора (конфликта), где стороны могут прийти к соглашению, которое будут реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.
Можно сделать вывод: чтобы обучающиеся умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению.


Нормативно-правовная база, документы:

HandshakeПриказ Департамента образования ЯО от 06.11.2015 №777/01-03 "О реализации регионального проекта "Развитие служб медиации в образовательных организациях Ярославской области"

HandshakeФедеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации».

HandshakeФедеральный Закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации».

HandshakeФедеральный Закон от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

HandshakeПисьмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 г. № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации».

HandshakeРаспоряжение Правительства РФ от 30.07.2014 N 1430-р (ред. от 01.09.2018) "Об утверждении Концепции развития до 2020 года сети служб медиации"

HandshakeПлан работы  ШСМ 2020-2021 учебный год средней школы №40

HandshakeПоложение о службе медиации средней школы №40 (новая редакция)

HandshakeТрадиции средней школы № 40 по воспитанию толерантности 

HandshakeПамятка для участников процедуры примирения 

HandshakeПримирительный договор

HandshakeРегламент проведения примирительной процедуры

 


«Конфликт» сложно преувеличить. Конфликтные ситуации могут вывести из равновесия даже взрослого опытного человека. Стоит ли говорить, какое влияние они оказывают на эмоциональное состояние школьников. Спорные ситуации возникают в школе постоянно и от того как обучающийся научится выходить из них напрямую зависит  его существование. Только научившийся правильно и корректно разрешать конфликты может избежать стрессов и кризисов.