Функциональная грамотность
Функциональная грамотность — основа жизненной и профессиональной успешности выпускников!
Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период
до 2024 года» Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027
Что такое «функциональная грамотность»
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
О востребованности функциональной грамотности
Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».
Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.
Функциональная грамотность - это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность |
Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. |
2.Естественнонаучная грамотность |
Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественнонаучными идеями. |
3. Математическая грамотность |
Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты. |
4. Финансовая грамотность |
Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
5. Креативное мышление |
Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
6. Глобальные компетенции |
Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем. |
Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г.)
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Российская Федерация с 1990-х годов принимает активное участие в следующих исследованиях:
PISA – Международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment)
TIMSS – Международное мониторинговое исследование качества математического и естественно-научного образования (Trends in Mathematics and Science Study)
PIRLS – Международное исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study)
TALIS – Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey)
PIAAC – Международное исследование компетенций взрослого населения (The Programme for the International Assessment of Adult Competencies)
Международные сопоставительные исследования получили активное развитие в нашей стране и, наряду с государственной итоговой аттестацией, всероссийскими проверочными работами и национальными исследованиями качества образования формируют Единую систему оценки качества образования (ЕСОКО) в Российской Федерации.
PISA: апрель-май 2022 обучающиеся 2006 года рождения из 5 образовательных организаций Ярославской области принимают участие в данном исследовании.
Нормативные документы
Федеральный уровень
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся" (https://docs.cntd.ru/document/554691568)
- Письмо Министерства просвещения РФ от 12.09.2019 № ТС-2176/04 "О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся" (https://docs.cntd.ru/document/563477108 )
- Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 №04-238 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности" (https://disk.yandex.ru/i/ZuWAKzwlZzPVgw )
- Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности" (https://disk.yandex.ru/i/MNUfX6Vfd8DVgw )
Региональный уровень
- Приказ департамента образования Ярославской области от 31.12.2019 № 490/01-03 «Об утверждении Положения о системе оценки качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций Ярославской области» https://disk.yandex.ru/i/aIejnpMb6KgsLg
- Приказ департамента образования Ярославской области от 23.03.2020 № 107/01-04 «Об утверждении Положения об обеспечении объективности процедур оценки качества образования и показателей объективности процедур оценки качества образования и всероссийской олимпиады школьников в Ярославской области» https://disk.yandex.ru/i/BCKtjviFZLUM1A
- Приказ ГУ ЯО ЦОиККО от 30.03.2021 № 38/01-02 «Об утверждении Положения о работе экспертов по разработке оценочных инструментов для проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся» https://disk.yandex.ru/i/n-mVdHSRDuueEw
- Региональная система оценки качества образования - https://www.yarregion.ru/depts/dobr/Pages/sistema-OK-podgotovki-obuch.aspx
- Независимая оценка качества образования на региональном уровне - http://coikko.ru/monitoring/nezockachpo/regiskachpodob/
- План мероприятий Ярославской области по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год https://disk.yandex.ru/i/KUlTsehnONsAMA
Муниципальный уровень
- Приказ 01-05/1168 от 21.12.2021 г. «О внесении изменений в приказ департамента образования мэрии города Ярославля от 26.11.2021 № 01-05/1088» https://disk.yandex.ru/i/NJW5rWUpnEVTwQ
- Материалы августовской конференции – 2021 «Управление качеством образовательной деятельности. От задач к решениям» -http://yar-edudep.ru/razdely/informaciya_dlya_rukovoditelej/materialy_avgustovskoj_konferencii_2022/
Школьный уровень