Зачем нужна медиация школе?

Обучающиеся школы часто вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами. Школьная медиация исходит из того, что конфликт содержит в себе надежду на улучшение и изменение ситуации, на правильное понимание проблемы, принятие спорящими сторонами друг друга. Медиатор создает условия для восстановления способности понимать друг друга, и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости – о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных ситуаций. В ходе восстановительной медиации стороны, как правило, имеют возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная медиация – это процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт.
Главная цель медиации – превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогического коллектива, родителей (законных представителей).

Happy boys standing and shaking hands making peace. happy multiracial kids best friends. happy boys catching each other's hand. school friendship. Premium Vector


Служба медиации (примирения) опирается на принципы восстановительной медиации:

  • Принцип добровольности, предполагающий добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.

  • Принцип согласия сторон, вовлеченных в примирительную программу. Основанием для начала работы может быть письменное заявление учителя, родителей или учащихся школы.

  • Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программы сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.

  • Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.


Зачем медиация нужна родителям (законным представителям)?

Метод «Школьная медиация» – это инновационный метод, который применяется для выявления причины (конфликта), разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.

Зачем медиация нужна обучающимся школы?

В процессе медиации каждый участник, может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора (конфликта), где стороны могут прийти к соглашению, которое будут реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.
Можно сделать вывод: чтобы обучающиеся умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению.

Ответственность сторон и медиатора

Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов. Медиатор не может советовать сторонам, принять то или иное решение по существу конфликта.

Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. «Мирный договор» заключается с учетом мнения всех участников и с их согласия. Поэтому каждая из сторон должна помнить о своей персональной ответственности за соблюдение договора и об обязательности выполнения каждого пункта в итоговом соглашении.

Программы примирения помогают:

- разрешению конфликтных ситуаций;

- возмещению ущерба пострадавшей стороне, если это необходимо;

- взятию ответственности правонарушителем за совершенный проступок перед пострадавшей стороной;

- налаживанию диалога; 

- поддержке конструктивного способа решения проблем, вместо столкновения между людьми.

Т.о., цель медиации заключается в поиске выхода из ситуации, а не в поиске виноватых. И в этом, пожалуй, и состоит ее главное отличие от арбитража, традиционного судебного разбирательства.

ПОМНИТЕ!

Цель медиатора – НЕ разбирательства, НЕ наказания, а ПОМОЩЬ и совместный с Вами ПОИСК ДОСТОЙНОГО ВЫХОДА, которой устроит обе стороны.

Если в неприятной ситуации оказались не Вы сами, а кто-то другой и Вам об этом известно, можно сказать об этом медиаторам, они помогут также без огласки и быстро. Сообщить медиатору о том, что другому плохо (унижают, обижают, высмеивают, угрожают, назревает ссора) также важно, как позвать на помощь попавшему в беду.

НЕ будьте равнодушны!

В сложной ситуации может оказаться каждый!

В нашей школе каждый должен чувствовать комфорт и безопасность!


Нормативно-правовые документы:

 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации».

Федеральный Закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации».

Федеральный Закон от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 г. № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации».

Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2014 N 1430-р (ред. от 01.09.2018) "Об утверждении Концепции развития до 2020 года сети служб медиации"

План работы ШСМ 2024-2025 учебный год средней школы №40

Положение о службе медиации средней школы №40 (новая редакция)

Традиции средней школы № 40 по воспитанию толерантности

Памятка для участников процедуры примирения

Примирительный договор

Регламент проведения примирительной процедуры

Страница обновлена 25.08.2024